Основное назначение жвака-галса — это скрепление якорной цепи и судна между собой, да не просто так, а чтобы их можно было между собой быстро разъединить усилиями одного человека. Длина жвака-галса берется, чаще всего, чуть больше высоты цепного ящика, чтобы разъединить глаголь-гак с палубы. Чтобы соединять якорь с кораблём, как правило, используется якорная цепь, которая имеет от четырёх до двенадцати отрезков, размером от двадцати пяти до двадцати семи метров. Эти отрезки цепи называются смычками. Смычка, присоединённая к якорю, носит название якорная, а скрепленная с корпусом корабля называется коренная. Смычки, расположенные между якорной и коренной смычками, называются промежуточными. Смычки якорной цепи, сделаны из специальных звеньев, которые в смычке должны составлять нечётное значение (число). Звенья этой цепи бывают с распорками и без распорок, но прочность у звеньев без распорок на двадцать процентов меньше, чем у звеньев с распорками. Первое звено первой смычки прикрепляется якорной скобкой, за скобку якоря, а коренной смычок — глаголь-гака, прикрепляется к жвака-галсу. У жвака-галса есть приспособление, которое позволяет в любой момент быстро и без вреда отдать полностью вытравленную цепь-якорь. У многих российских судов нет жвака-гласа, но есть приспособление для быстрой отдачи цепи-якоря. Таким образом, прикрепление якорной цепи к кораблю, производится, как правило, при помощи машины отдачи или жвака-гласа. Жвака-глас — отрезок цепи, с такой же толщиной, как и у якорной цепи. Раньше в парусном флоте жвака-галсом называли верёвку для хорошего крепления якорной цепи, во время сильного, северного ветра. Самый нижний конец жвака с помощью специальной концевой скобы скрепляются с обухом, рымом, которые очень хорошо прикреплены к судну в цепном ящике. Верхний конец при помощи концевого звена, подкрепляется к прочной смычке якорной цепи.
Типичная конструкция жвака-галса (устройства крепления цепи или УКЦ) имеет следующий вид:
Элементы УКЦ: 1 — переборка цепного ящика; 2 — ниша; 3 — якорная цепь; 4 — откидной гак; 5 — обух; 6 — рычаг; 7 — упорный ролик; 8 — тяга привода
|