Производство палубного оборудования

Телефон-Факс: 8 (8636) 20-01-20

Стопор якорной цепи

Для крепления якорной цепи во время стоянки корабля на якоре и временного задержания якорной цепи при работе с нею устанавливаются стационарные и переносные стопоры. Стационарные стопоры применяются для временного задержания якорной цепи при работах с нею. Они устанавливаются между якорным клюзом и шпилем на линии прохождения якорной цепи. К стационарным стопорам, имеющим наибольшее распространение на кораблях ВМФ, относятся: винтовой фрикционный, винтовой и кулачковый.

Винтовой фрикционный стопор (рис. 1) представляет собой плиту, которая в средней части имеет желоб для прохода звеньев якорной цепи и с каждой стороны приливы с отверстиями для штырей, соединяющих нащечины с плитой. Вращая рукояткой через сухарь-гайку винт, имеющий на одном конце правую, а на другом левую нарезку, нащечины можно поставить либо в сомкнутое, либо в разомкнутое положение. В сомкнутом положении нащечины прижимают горизонтально идущее звено якорной цепи к плите и стопорят якорную цепь. Дуга, которая устанавливается на всех стационарных стопорах, служит для предотвращения выскакивания якорной цепи из стопора при быстром ее вытравливании.

Рис. 1. Винтовой фрикционный стопор:
1 — рукоятка; 2 — сухарь-гайка; 3 — нащечина; 4 — винт; 5 — дуга; 6 — штырь; 7 — плита стопора

Винтовой стопор (рис. 2.) представляет собой плиту, которая в средней части имеет желоб для прохода вертикально расположенных звеньев якорной цепи и с каждой стороны приливы с отверстиями для присоединения с помощью штырей нащечин к плите стопора. При вращении через сухарь-гайку рукоятки, насаженной на конец винта, имеющего на одном конце правую, а на другом левую резьбу, нащечины можно поставить либо в сомкнутое, либо в разомкнутое положение. В сомкнутом положении горизонтально идущее звено якорной цепи упирается в нащечины и якорная цепь стопорится.

Рис. 2. Винтовой стопор: 1 — плита стопора; 2 — нащечина; 3 — штырь; 4 — винт; 5 — сухарь-гайка; 6 — дуга; 7 — рукоятка

Кулачковый стопор (рис. 3.) состоит из литой наклонной подушки с желобом для вертикально идущих звеньев якорной цепи и колодки, опускающейся с помощью эксцентрикового кулачка и рукоятки. При опущенной колодке горизонтально идущее звено якорной цепи упирается в выступ подушки и якорная цепь стопорится.

Рис. 3. Кулачковый стопор: 1 — дуга; 2 — подушка; 3 — рукоятка; 4 — кулачок; 5 — колодка


Переносный стопор (рис. 4.) служит для закрепления якорной цепи при стоянке корабля на якоре. Он состоит из отрезка якорной цепи с общими и концевыми звеньями. На одном конце цепи имеется специальный гак со скобой, на другом — скоба, служащая для крепления стопора к палубному обуху. Гак представляет собой захват, состоящий из двух частей, которые запираются скобой; скоба стопорится чекой, входящей в отверстие верхней части захвата. Чека крепится к гаку цепочкой.

Рис. 4. Переносный стопор: 1 — чека; 2, 3, 7 — скобы;
4, 6 — концевые звенья; 5 — общее звено; 8 — гак; 9 — цепочка чеки

Походное крепление якоря (рис. 5.) предназначено для крепления якоря в клюзе на ходу корабля и представляет собой отрезок якорной цепи, на концах которого имеются глаголь-гак и талреп. Походное крепление заводится за скобу якоря, крепится скобами к палубным обухам и обтягивается талрепом, прочно закрепляя якорь в клюзе.

Рис. 5. Походное крепление якоря: 1 — скоба якоря; 2 — отрезок цепи; 3 — талреп;
4, 6 — скобы; 5 — концевая скоба якорной цепи; 7 — глаголь-гак

Мы выпускаем только винтовые фрикционные стопоры, ознакомиться с их перечнем можно в каталоге.